Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Староминский историко-краеведческий музей"
муниципального образования Староминский район


  
Обычная версия
Белый фон Чёрный фон Голубой фон
Кернинг:  Ая  А.я  А..я
Изображения вкл/выкл
Версия для слабовидящих
А+ - увеличить шрифт
А - нормальный шрифт
А- - уменьшить шрифт
  
официальный сайт
 
Обычная версия
Белый фон Чёрный фон Голубой фон
Кернинг:  Ая  А.я  А..я
Изображения вкл/выкл
Версия для слабовидящих
А+ - увеличить шрифт
А - нормальный шрифт
А- - уменьшить шрифт
 
Режим работы
Часы работы: с 8-00 до 17-00. перерыв с 12-00 до 13-00.
Выходной:суббота,воскресенье.
Контакты
Адрес музея: 353600, Краснодарский край, станица Староминская, улица Красная, 18.
Телефон 8(86153)4-33-63.
Проезд от ж/д вокзала автобусом
№ 1, 2, 3 до остановки «Поликлиника».
Адрес электронной почты:
Starominskijmuzey@yandex.ru
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Праздник «День Матери Казачки»
/ Новости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд1. 2.

 

Добрый день! Мероприятие посвященное милым     мамам!

 

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

          Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

 Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках!

 

И. Эдгар « Ноктюрн» исп.С. Тютиков.

 

Что может быть на свете более священным, чем имя «мать»? Для любого из нас, ребенка, подростка, юноши или повседневного взрослого – мать самый родной, самый дорогой человек на свете, давший самое ценное – жизнь.  Сегодня мы будем чествовать наших мам, бабушек.

Мы живем в казачем краю и вспомним как чествовали казачек.

 

 

«Казачка, казачка»- желанное слово,
В нем музыка, радость, волненье и свет.
Пусть ДОЛЯ казачки бывает суровой,
Но СЛАВА не меркнет в мелькании лет.

 

 

Более 200 лет День Матери-казачки отмечается казаками (21 ноября-по старому стилю) 4 декабря-по новому - на великий православный праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

 

 

История гласит, что 21 ноября 1774 года в турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию государства Российского на Тереке и окружил станицу Наурскую. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки».

  В дальнейшем этот день стал считаться днем поминания погибших сыновей. В этот день в курене у казачки, чей сын погиб в сражении, собирались родные и близкие люди, чтобы почтить память не вернувшегося с войны сына, вспомнить какой он был храбрый, сильный, смелый, как любил свою Землю, свой народ и родную мать. Был настоящим казаком. Они старались поддержать мать, разделить ее горе, облегчить страдания.

   5-11 декабря 2005 г.: 25 ноября в России отмечается "День матери". Многие считают, что этот праздник появился в советское или постсоветское время. Однако на Дону его праздновали в дореволюционное время, только 21 ноября. Он назывался "День донской казачки". Отмечали его в станицах, а в ХІХ - начале XX века широко и в городах. Главный бал -  бал проходил в собрании Армии и Флота. Туда приглашали живших в столице казаков всех войск, юнкеров, офицеров казачьих гвардейских полков, чиновников, студентов, ученых. Программа праздника включала участие артистов казаков: исполнялись донские песни, танцевали казачьи танцы. Как видно, несмотря на столичную жизнь и новомодные танцы и песни, в праздничные дни правление Казачьих Войск  уделяло большое внимание народному творчеству. .            Слайд

 

Сизонец В. вальс« Над волнами»

 

 

 Ученые подсчитали, что за последние 600 лет Россия провела 360 войн, и все эти войны без казаков не обходились. Они первыми вступали в бой, т.к. первоочередные казачьи полки, в основном, стояли на границе.

Поэтому  большое значение имела в казачьей семье женщина - мать, которая умела посвящать себя семейной жизни, своим детям, прививая им чувство собственного достоинства, любовь к родной земле, родному краю, к своему народу, воспитывая уважение к человеку. На долю казачке выпадало самое главное – готовить свое дитя к своему казачьему предназначению.

 

 

 

 Не было выстрелов и шумного веселья в казачьей семье, как при рождении сына, если на свет появлялась девочка. Это была тихая домашняя радость, сопровождаемая молитвами и обрядами. Девочка приносит в дом душевное тепло, доброту и ласку. С первых дней в каждой малышке старались развить женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Уже в пять лет казачка умела шить, вышивать и вязать на спицах и крючком. У нее была и особая обязанность - нянчить младших сестер и братьев. Девочку готовили к тому, что она должна в будущем стать хозяйкой семьи, хранительницей очага и матерью. Проходило несколько лет, и девушка начинала собирать себе приданое: вышивала рушники простые и праздничные, рубахи и себе, и будущему мужу, отрезы льняного холста, подзоры с кружевными краями и стольники с неповторимыми народными узорами. Считалось, что они помогали освоиться в новом доме мужа, оберегали, защищали и от сглаза, и от дурного или злого слова.

 Молодые девушки собирались на посиделки в одном из станичных домов с хорошей репутацией. Там они шили приданое и слушали рассказы пожилых казачек о жизни прежней да старинной, а также о традициях казаков. Девицы шутили, пели веселые песни и соревновались, кто быстрее свою нитку дошьет и у кого аккуратнее, лучше узор получится. А молодые казаки тем временем в окна заглядывали, да невест себе выбирали. Глядишь, и уже батька с дядькой идут девицу сватать. А уж свадьбы проводили весело, с размахом!

Входила молодая казачка в мужнин дом... А там нет доброго батьки да ласковой мамки. Вся власть в доме принадлежит свекрови, и называли её снохи уважительно - «сама». Сидела она в сторонке, пряла, но за невестками приглядывала: кто стирает или готовит не так, а кто и вовсе ленится. Везло немногим, кому попадалась ласковая и приветливая хозяйка дома, а уж горя не оберешься, кому попалась злая и сварливая свекровь. Но вскоре молодая казачка сама становилась матерью. Всем известно, какое место занимает в семье женщина - мать и хозяйка. Она воспитывала в родных детях любовь к земле-матушке, уважение к традициям казачества.

Свободная, не знавшая рабства и барщины молодка, привыкла к работе аккуратной и добросовестной. И если муж содержал в холе коня, то жена с неменьшей любовью чистила и мыла свой курень или хату. Все силы без остатка она отдавала для благополучия своей семьи и рода. Пока муж находился на военной службе, верой и правдой служил царю и Отечеству, его жена сама вела хозяйство. Умела сохранить присутствие духа, какие бы удары ни приготовила ей судьба. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. При необходимости, не задумываясь, вставала на защиту своей родной земли. Выходило, что казачка была главой дома. На ней держалось не только личное хозяйство, но и станичная мораль, и старинные обычаи рода. Так как слишком велик был груз ответственности, и

  несла она его на своих плечах с достоинством, то и прозвище получила - гордая казачка.

 

 

 

 

В экстремальных условиях приграничной жизни ковался не только характер воина-казака, но и совершенно особый тип женщины — казачки. Когда мы говорим, что казаки освоили и возделали огромные пространства Дона, Кубани, Терека, Приуралья, Сибири, Дальнего Востока,надо помнить, что в значительной мере это было сделано женскими руками.

Мужчины-то постоянно были в походах, на кордонах. А дома оставались старики, дети — и казачки. Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они вырастили пышные сады, в которых утопали станицы.

Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить.  Если  сравнить с современным временем  казачки владели 20 профессиями.

Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю и ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать.

Мать-казачка, и никто другой, прежде всего, отвечала перед Богом за религиозную и нравственную крепость детей. Трудолюбие, неприятие лодырничества, бесхозяйственности, было основой морали казачества, к которой приучала мать-казачка детей.

 

 

Дуэт К.Корж и М.Пилюк «Ой на горе калына» аккомпаниатр А.Головань

 

Атаман Платов, вернувшись из заграничного похода /1812-1815/, в обращении своём ко всем донским казачкам, благодарит их "земно кланяясь" за то, что они эти годы, когда всё мужское население находилось на войне - одни вели всю "домашность".
Так было и в последующие годы, и если у кого тогда курень был в порядке, и хозяйство в достатке, и дети учились в школе - хвала казачке; старой "бабуне", матери и "жалмерке". Тяжёлым, упорным трудом они сберегали всё хозяйство, они воспитывали детей в вере в Бога и любви к родному краю, воспитывали их настоящими казаками. Достаточно для того прочесть прекрасное стихотворение знаменитого поэта Лермонтова - "Казачья колыбельная песня". Казак десятками лет находился бессменно на службе и казачка-мать воспитывала сама будущих героев: Краснощёкова, Платова, Бакланова, Бородина, Бескровного, Кухаренко, Головатого и других славных сынов казачества. Ни у одного народа женщина не играла в семье такую огромную роль, как казачка, и если писать биографию замечательного казака, необходимо помянуть о его матери и бабке.
"Краса черкесских дочерей" - М.К. Ефремова, жена славного атамана С.Д. Ефремова, открывала женские школы, следила за воспитанием детей, строила обители-монастыри для вдов и одиноких стариц.
Бабка Кудимовна по "часослову" учила грамоте в детстве героя Кавказа Бакланова. "Офицерши-казачки в станицах и городках, имея на дому частные пансионы-школы для детей, способствовали просвещению среди казачьей массы. Известны и исторические казачки: жена атамана Татаринова во главе казачек отстаивала Азов от турок.
Полковница Стеха Абакумова отстояла с казачками городок от татар. Прабабка Гугниха и до сих пор чтится в памяти уральских казаков, а среди кубанцев - Мария Горбатка - героиня "Липкинского поста".
"Бабы-георгиевские кавалеры" - героини кавказской войны, Мария Платова, известная даже в Европе по старинным гравюрам - "Казачка-невеста", Галина Булавина, Ульянка /героиня романа "Всё проходит" Краснов П.Н./.
Особенно богата историческими именами украинская казачка, т.к. их очень много для сведения я приведу лишь несколько имен: Разумиха-родоначальница рода гр. Разумовских, Оболонская - "Кума" императрицы Елизаветы Петровны, Катерина Хмельницкая, Катерина Скоропадская, Мария Чурай - украинская поэтесса ХУII века и другие.
Шли века, шла вперед жизнь и с ней культура и просвещение. Из бывших ясырок, казачек камышинных городков с саманными и глинобитными куренями, из страстных "кофейниц" - любительниц турецкого чёрного кофе с халвой, распивавших на рундуках низких станичных куреней, со временем появляются женщины высшего света - смуглолицые красавицы - первая графиня из казачьего рода Дарья Денисова, дочери графа Платова, львица петербургского высшего света, графиня А.П. Орлова-Денисова, фрейлины императриц: Себрякова, Ефремова, Жирова, Карпова и другие.
Многие, очень многие оканчивают высшие учебные заведения, университеты, различные высшие женские курсы. Но что характерно, это то, что образованные казачки, унаследовав от своих прабабок "ясырок" психологию восточной женщины, оставались весьма консервативны и верны заветам старины. Ей были чужды модные учения "народников" и революционные идеи английских суфражисток и различные модные, по духу времени, демократические книжные теории. По восточному, её идеалом был: Бог, семья и "домашность". Среди казачек-курсисток и вообще образованных мы не знаем революционерок типа "бабушки русской революции" - Брешко-Брешковской, а тем более террористок вроде: Веры Фигнер, Засулич, Коноплянкиной, Спиридоновой, Перовской и т.д.
На казачьей земле никогда не было крепостного права, "барщины", а посему среди них не было жестоких помещиц, истязательниц крестьян, известных по истории и литературе: "Людоедки-Салтычихи", истязательниц - Насти Минкиной.
В стихотворении "Косарь", поэта Кольцова, молодой воронежский парень мечтал, как он поедет на Дон и добрая казачка хорошо заплатит ему за работу. И не только у Кольцова, во всех произведениях писателей и поэтов, тип казачки выведен весьма привлекательный. Какой прелестный облик терской казачки -"'Дарьянки в повести Л. Толстого "Казаки", а любящая мать-казачка в "Тарасе Бульбе" - Гоголя, Мария Кочубей в "Полтаве" Пушкина, а также в произведениях: Тараса Шевченко, Данилевского, Мордовцева, Короленко и других. Даже "амператрицы" - жены"мужицкого царя" - Емельяна Пугачева: Устинья Кузнецова, Софья Недюжина, их "фрейлина" - Прасковья Ивановна в своей непосредственной, наивной простоте, располагают к себе читателя.

 

 Казачья семья всегда поклоняется Матери всех матерей - Пречистой Деве Марии, опирается на веру христианскую, потому то и крепка своими богатыми традициями, которые, пройдя через испытания временем, сохранились до сегодняшнего дня. . Много страданий пришлось на долю матерей и жен из казачьего рода-племени. Святые их слезы воспеты в древнем сказе: «Это случилось в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда причитания по павшим воинам неслись из каждого хутора, как шум воды на порогах горных рек. Однажды спустилась на землю Пречистая Дева Мария вместе со святым угодником Николаем. В лучшей своей жемчужной короне тихо она скользнула вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. Когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста Её, тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ней Пречистая Дева Мати, как упала с её головы и скрылась под водой корона Царицы Небесной.

- Ах, сказала Она, - пропали мои прекрасные жемчуга!

Но когда Божья Матерь и Святитель Николай возвратились в свой небесный дом, то увидели на Её троне такие же сияющие зерна драгоценных камней.

 Как они попали сюда? Наверное, их нашли и передали для меня казаки.

- Нет, матушка, - сказал ей Сын, - это не жемчуг, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к твоему престолу. И казачки по праву ими гордятся.

 

 

Казачка-мать,поклон тебе и слава!
Воспета ты и в песнях,и стихах!
Ты заслужила,выстрадала право
Жить в наших думах, в памяти,в сердцах.
Простая баба,русская казачка,
Порой умевшая едва читать,
Стряпуха,жница,пряха, швея,прачка
Детей учила жить и побеждать!
Учила страстно и самозабвенно
Свою отчизну всей душой любить
И честь беречь, и быть присяге верным,
И Родину от ворогов хранить!
Казачка-мать, воспета ты по праву!
Пусть в честь твою бьет колокольный звон!
России мудрость,верность, гордость,слава,
Прими от нас признанье и поклон!!!

 

 

Бакланова « Мазурка» аккомпаниатор Желтов.

 

Неоплатен наш долг перед мамами. Давайте помнить об этом! Пусть не только в праздники, но и в будни, мамы, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку, чувствуют нашу заботу о них, нашу преданную любовь. Спасибо вам Мамы! И пусть каждой из вас чаще говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на их лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!

 

 

 Составила научный сотрудник

Староминского музея                                                                    С.Н. Егорова


28 ноября 2014 года, пятница Новости

Рейтинг:

Назад  Наверх

/ Новости
 
Пользователь
Фотовыставка «Герои и подвиги»
Телефон доверия
RSS-лента
RSS-лента  Valid RSS
Сейчас на сайте
Гостей: 1
Пользователей: 0
Роботов: 41
Всего пользователей: 12
Copyright © Староминский музей, разработка и дизайн сайта ООО МааСофтваре, 2019г.