Навигация

Сейчас на сайте

· Гостей: 2

· Пользователей: 0

· Всего пользователей: 2,794
· Новый пользователь: iseqafis

Авторизация

Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.

Кукольный мастер-класс

 

Кукольный мастер-класс

 

  САМЫЙ последний солнечный и на редкость теплый ноябрьский день больше походил на весну, а каждый желтый и оранжевый листик под ногами казался маленьким солнышком. Меня пригласили в художественную школу на необычный урок. Если мы отличаем хохломскую роспись от гжели, дымковскую игрушку от городецкой, античные вазы от современной керамики, станковую живопись от графики, то как насчет кукол?

  На такое мероприятие попала впервые. Согласитесь, не так часто приходится присутствовать, а уж тем более принимать участие в мастер-классе по изготовлению кукол. И что уж совершенно необычно звучит для простого обывателя: «Бесшитьевой традиционной куклы центра России» (шитьё без иглы). Своё мастерство демонстрировала Ирина Владимировна Агаева.

  Ирина уроженка станицы Павловской, но уже тридцать лет проживает в Туле, где работает научным сотрудником Тульского краеведческого музея, и больше двадцать лет увлеченно, с огромным желанием и трепетом создает кукол, вкладывая свою душу в каждую из них

  «По преданиям, - начала свой рассказ Ирина, - первая народная игрушка была Коллодия, кукла, сделанная древним человеком. С ней связана особая история. Тогда был обычай приносить женщин в жертву языческим богам, но однажды кому-то пришло в голову сделать подмену. Взяли берёзовое полено, нарядили его в цветастый платок и сарафан и отдали богам. Так эта подмена спасла жизнь женщине и стала первой куклой-игрушкой для богов. С тех пор стали делать такую куклу в Новый год и приносить в дар Морозу, так как все знали, насколько опасны весной заморозки. Во время праздника, чтобы задобрить Мороза, берёзовое полено, облаченное в цветные лоскуты, раздевали, сжигали и приговаривали: «Мороз, Мороз, приходи в Рождество. Не губи весной жито, пшеницу, всякую пашницу». Так было в западноевропейской культуре, в славянской же куклу не жгли, потому что она считалась покровительницей рода, матерью.

  Под Новый год делалась обереговая кукла «День и Ночь». На день хозяйки повязывали голову кукле светлым платком, а на ночь - тёмным. Считалось, что такая кукла бережёт дом и семью.

  Народные куклы делились на три группы. Игровые, обрядовые и куклы-обереги. Всех их наряжали в красивые платья, но в любом наряде присутствовал красный – цвет солнца, радости, здоровья и тепла.

  «Почему же у ваших кукол нет ни глаз, ни носика, ни рта?» Ирина улыбнулась и заметила: «Изначально в язычестве считалось, что с лицом в куклу вселяется дух, который может навредить ребёнку. А помните выражение: «Чтоб глаз лишних не было в доме», вот оно оттуда и перекочевало в наши дни». Куклы-обереги были наделены особой силой, энергией семьи и передавались от матери к дочери. Они помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

  Кукла-оберег Многоручка делалась для помощи в хозяйстве. «Так делали или шили?» - ловлю её на слове. Шили или делали - не важно. Важно то, что такую куклу обязательно дарили невесте на свадьбе родители, чтобы, став женой, она все успевала, чтобы у неё все ладилось. Чтобы рукоделие приносило денежку, на пояске у куколки привязывали узелок-лакомник с зёрнышком и монеткой. А вот куклу Десятиручку дарили девушкам, которые садились за приданое.

  За разговором мы не заметили, как на столе появились ножницы, нитки, пряжа, цветные «клаптики» с узорами невообразимой красоты, орнаментов, расцветок, оттенков и фактур. Колокольчики, бубенчики, старые серёжки и маниста. Сколько всего интересного!

  И вот наконец она расставила своих кукол… Необыкновенно яркие. Они словно из народных сказок пожаловали к нам в гости, перешагнув многовековой порог времени. Вот Коляд и Коляда, Миланки, Спиридон Солнцеворот, обрядовая Коза, Вербницы, куклы для Пасхи, для заклички весны. А это свадебные Неразлучники, которых сажали во главе свадебного поезда, когда невесту везли в дом жениха. К ним особый подход. Неразлучников делают на одном основании из единого куска ткани, с одной общей рукой. Это для счастливой жизни. А имена сами говорят о себе.

 Когда-то эти куклы были неотъемлемой частью каждой избы, любого дома. С ними встречали Новый год, провожали старый, зазывали весну красную, поклонялись Яриле, просили у Бога мира, доброго урожая, здоровья и детей.

  С давних времён, как только заканчивались полевые работы и у крестьян появлялись свободные вечера, они чесали и пряли шерсть, вязали, ткали, латали и шили одежду и обязательно делали эти удивительные игрушки. Для работы годилось всё: кусочки кожи, старой и новой ткани, порой совсем малюсенькие для куколок Миланок и Младенчиков, а еще разные шнурки и «поворозки», бусики, сережки, пуговки - всякая мелочь. И уже здесь мастерицы полагались на свою фантазию и интуицию. Игрушки были настолько разнообразны по размерам, цветам, характерам, внешнему виду и назначению. Люди же верили, что делают обереги в дома и семьи. И не удивительно, что это чудо дошло до наших дней. Ведь в умелых руках оживают цветные лоскутки, даря людям радость.

  Ирина - участница многих конкурсов, творческих выставок, лауреат международного фестиваля «Славянская культура», который проходил в Славянске-на Кубани в 2011 г. Некоторые работы Ирины приобрёл «Центр народных ремёсел Кубани» «Турмалин». Многие работы она подарила Кореновскому, Кущевскому и родному Павловскому краеведческим музеям. Её куклами восхищаются жители Кирова, Брянска, Калуги, Волгограда, Ростова-на Дону, Ейска и многих других городов нашей страны

  Благодаря приезду Ирины, фонды Староминского историко-краеведческого музея пополнились новыми экспонатами, куклами-оберегами: Рябинушкой, Миланкой, обрядовой козой. А художественная школа подарила музею трёх Русалок, сделанных учениками школы. Известный московский искусствовед Галина Даль, под редакцией которой выходит большая серия книг «Игрушка России», включила в свою книгу композицию Ирины Агаевой «Кубанская свадьба». А Староминский музей из своих фондов предоставил фотографии кубанских свадеб прошлого и позапрошлого столетий.

 О. СЕРГАНЬ, сотрудник музея

Время загрузки: 0.02 секунд
672,835 уникальных посетителей