Навигация

Сейчас на сайте

· Гостей: 3

· Пользователей: 0

· Всего пользователей: 2,794
· Новый пользователь: iseqafis

Авторизация

Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.

«На сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут»

«На сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут»


 

СОРОКИ (сорок святых, сорок мучеников) - народное название дня памяти сорока мучеников, в Севастийском море мучившихся (9/22 марта). По христианской легенде, в 320 г. соправитель византийского императора Константина - Ликий потребовал от сорока воинов-христиан, служивших в армянском городе Севастии, отречься от своей веры. После их отказа Ликий приказал поставить воинов обнаженными на лед Севастийского озера в надежде, что они не выдержат мучений и отрекутся от христианства. Этого не произошло, а лед под ногами мучеников растаял, вода в озере стала теплой, и над головами каждого из них появился сияющий нимб. Утром Ликий приказал всех убить, тела сжечь на костре и бросить в озеро.


Русские крестьяне связывали день сорока мучеников с пробуждением природы от зимнего сна. Считалось, что в этот день в мир приходит тепло: «Зима кончается, весна начинается», а вместе с наступлением тепла прилетают стаи птиц - «вырий» - во главе с жаворонком или куликом и приносят на своих крыльях весну: «На сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут», «Прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья». С этого дня начинались обрядовые действия зазывания («кликанья», «гуканья») весны. В этот день полагалось делать печенье в виде птичек. Оно называлось по-разному: «птюшки», «жаворонки», «кулики», «чувильки», «чибрики», «ластовки», «снегирьки», «воробушки», «тетерки». Печенье раздавали членам семьи со словами: «Вот уже и весна пришла!», «Весна красна, приходи скорей!»


В некоторых деревнях южных губерний России хозяйка дома поднималась на чердак с печеньем в руках и кричала в слуховое окно: «Жаворонки, жаворонки, прилетите, с собой весну принесите!»


В деревнях западных и южно-русских губерний, а также в Верхнем и Среднем Поволжье, на Урале и в Сибири обрядовые действия с «жаворонками» были более яркими и сопровождались специальными песнями - веснянками (веснухами, веснушками). Они исполнялись детьми и девушками. Рано утром, получив от матери только что испеченные «жаворонки», дети раскладывали их на высокие места: на крыши домов, амбаров, сараев, на стога сена, нанизывали на ограды и пели: «Жавороночки, прилетите к нам, принесите нам Лета теплого, Хлеба доброго! Чувиль-виль-виль». При этом в песнях весну зазывали вместе со множеством сельскохозяйственных забот, от которых зависело будущее крестьянской семьи:


«Кулики, кулики, куликали, Весну красную закликали»:


-Весна красна, на чем пришла?


-На сохе, бороне, на кривой кочерге, на жердочке, на бороздочке, на ржаном колоску, на пшеничном пирожку!


Люди, наблюдая за природой, видели, что мартовское тепло перемежается с холодными ночами и заморозками, а значит, весна еще не окончательно победила зиму. Считалось, что заморозки должны длиться 40 дней: «Сорок мучеников торят дорогу сорока утренникам». В этот день крестьянки пекли из ржаной или овсяной муки 40 шариков («сороки святые - колобаны золотые») и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко со словами: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру-поздорову!» По поверью, Мороз, получив хлебные шарики, уйдет, чтобы не мешать земледельцу выращивать хлеб.


В Сороки проводилось много обрядовых действий, направленных на достижение успехов в крестьянском труде и связанного с этим благополучия. В Рязанской губернии, например, дети несли «жаворонки» в поле, надев их на вилы, а затем часть печенья съедали, а часть оставляли на гумне, чтобы гумно всегда было полно хлебом.


«Птички» использовали для того, чтобы определить семейного засевалыцика - т. е. человека, который бросит в землю первую пригоршню зерна во время весеннего сева: по поверью, от его легкой руки зависел будущий урожай. Хозяйка дома предлагала всем мужчинам семьи, даже маленьким мальчикам и старикам, взять из лукошка «птюшку»: в одной из них была запечена монетка. Человек, которому попадался «жаворонок» с монеткой, считался избранным Богом в засевальщики.


В Сороки беспокоились также и о благополучии домашнего скота и птицы. Так, например, в некоторых южно-русских губерниях 40 шариков откладывали до Егория Вешнего, а затем скармливали скоту при выгоне его на пастбище.


В некоторых местах в Сороки делали из теста 40 яичек, которые укладывали в 40 маленьких гнездышек и относили в птичник. Считалось, что после этого куры будут нестись только в своем дворе.


Обрядовые действия, связанные со встречей весны, были приурочены не только ко дню Сорока Мучеников, но и к другим датам христианского календаря. Например, ко дню св. Евдокии (Авдотьи Плющихи, 1/14 марта), св. Герасима (Герасима Грачевника, 9/22 марта), св. Алексия (Алексия Божьего человека, 17/30 марта), к Благовещению (25 марта/7 апреля), к Фомину воскресенью и др. - от первых дней марта до Семика-Троицы. В разных губерниях России обряд встречи весны принимал различные формы и отмечался неодновременно, что объяснялось спецификой климатических условий, но при этом и сам процесс пробуждения природы воспринимался народным сознанием как растянутый во времени.


Дети старались 22 марта перекинуть через крышу избы сорок палочек - это предвещало удачу.


А еще говорилось: “На Сороки сорока кладет на гнездо сорок палочек”: птицы начинают вить новые гнезда.


«А еще: «На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут”. Особое внимание из этих “ сорока сороков” уделялось жаворонкам. “Старики, - сообщает этнограф XIX века, - уверяют, что иногда жаворонки прилетают и раньше, да только те непутящие: прилетит да и смерзнуть может. А тот жаворонок, который на Сороки прилетит, настоящий».


В деревнях 22 марта пекли особую выпечку, так и называвшуюся «жаворонки», - в виде птичек с распростертыми крылышками. Дети сначала носили их, насадив на длинные палки, по деревне и окрестностям, чтобы приманить птиц, а потом печенье съедали, но не целиком: головы обычно отдавали скоту, чтобы он лучше плодился.


Кое-где на “жаворонках” гадали взрослые: в выпечку запекались кольца, щепки, монеты. По содержимому узнавали судьбу: кольцо - к свадьбе, щепка - к смерти, монетка - к богатству.


У нас в станице в этот праздник также гадали. Мы это можем прочесть в произведении нашего земляка-староминчанина Федора Кубанского (Горба) «На привольных степях кубанских».


В день Сорока мучеников, 9 марта, женщины в доме Тараса Кияшко готовились отгадать, кто в их семье самый счастливый.


Ольга Ивановна, замесив тесто, бросила в него серебряный пятачок, затем опять его размесила, сделала по числу членов семьи девять одинаковых «птичек» из теста и вместе с паляницами хлеба положила в печь. Аккуратно вылепленные из теста фигурки Были похожи на сидевших в неподвижности перепелок. Существовало поверье, что тот, кому попадется «птичка» с монетой, и будет самым счастливым.


Когда «птички» испеклись, Ольга Ивановна вьнула их из печи и сейчас же, еще горячими, разделила по одной всем. Все, разламывая их на куски, искали внутри монету.


-Ага! Вот у кого она! - радостно воскликнул Федька.


Все с завистью обернулись к нему и увидели, что, действительно, ему достался счастливый пятачок.


Особенно удивлялись тому, что уже третий год подряд счастливая птичка с монетой попадается ему и никому другому. Поэтому он, несомненно, должен быть самым счастливым из всей семьи в жизни. Насколько это оправдается в будущем, пока никто не знал...”


Произведение заканчивается 1915 годом, а впереди Федьку и всю его дружную семью ждали вихри исторических событий: две революции, гражданская война, расказачивание, коллективизация, голодомор, ссылка и огромная страшная война, и незря этот эпизод заканчивается многоточием.



С. Егорова, научный сотрудник Староминского историко-краеведческого музея.

Время загрузки: 0.02 секунд
672,922 уникальных посетителей